Я чувствую, что мной гордятся – пианистка Дина Дуйсен
Казахстанско-британская пианистка, лауреат международных конкурсов, магистр Королевской академии музыки Дина Дуйсен на прошедших выходных представила драматический концерт "Байрон: ангел и изгой" с участием актеров театра и кино Великобритании. За рубежом артистку называют Казахской королевой фортепиано, а на родине очень гордятся ее успехами. О том, как девушка из Казахстана покорила сердца англичан выяснил корреспондент Toppress.kz
Расскажите о себе. Где вы родились, в каком городе жили и чем занимались до переезда?
– Я родилась в Алматы. Сперва, училась в специализированной музыкальной школе-интернате для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой. Я родилась в музыкальной семье, где папа добрист, мама пианистка и два брата скрипача. В 1998 году мы переехали в Астану, где я окончила Казахскую Национальную Академию Музыки (прим.ред. Казахский национальный университет искусств "Шабыт"). Далее я решила уехать учиться в Америку также на учебу, уже после в Англию, где прожила 10 лет.
Каково воспитываться в творческой семье?
– Я думаю семья одной профессии отличается от других, например Сэм Крейн, который сыграл Байрона, из театральной семьи. Он в детстве много путешествовал по театрам, я смотрю как быстро он приспособился к особенностям здесь в Казахстане. Мои родители тоже всегда были в курсе того, что происходит в музыкальной школе. Они всегда понимали о чем идет речь, если дело доходило до выступлений.
Связать свою жизнь с музыкой был Ваш выбор? Не тянуло ли Вас в другую сферу?
– Мне было четыре года, когда я сказала что буду играть на фортепиано, поэтому я сама выбрала инструмент. Мне сразу хотелось в музыку пойти. Примечательно то, что родители не особо хотели, чтобы дети пошли по творческой тропе, но мы сами ее выбрали и они с радостью поддерживали как могли. Я знаю примеры, когда в семье один музыкант и им бывает очень непросто.
Почему именно фортепиано? Играете ли Вы на других музыкальных инструментах?
– Я играю только на фортепиано, но если бы выбирала второй инструмент, то выбор пал бы на виолончель! У нас не очень развито такое понятие как "любитель". Это за рубежом человек, который работает в финансовой сфере, может два раза в неделю играть в оркестре или петь в хоре, выступая на концертах. Переехав, я конечно была удивлена такому положению вещей, насколько я знаю, в Казахстане нет любительского симфонического оркестра.
Расскажите о переезде в Англию? Как решились уехать?
– Окончив в Казахстане музыкальную академию, я поступила в Техас на полную стипендию, где проучилась три года. Лондон я полюбила во второй свой приезд после фестиваля в Оксфорде. Связавшись с Королевской Академией музыки, с моим будущим педагогом - деканом Кристофером Элтоном, я прошла прослушивание и получила приглашение на поступление. Я хотела не просто оказаться в Лондоне, я хотела обучаться у профессионалов своего дела. Окончив магистратуру, я осталась в Англии. Сейчас работаю в королевском колледже музыки, выступаю с концертами, играю с разными музыкантами.
Каково было учиться в Королевской Академии Музыки? Насколько мне известно, Вы окончили академию с отличием. Какие сложности возникали в ходе обучения?
– Не скажу, что мне было сложно. Так получилось, что я обучалась у трех основных педагогов: Хэмиш Милн, Кристофер Элтон и Кэтрин Стотт, на которых держалась фортепианная кафедра. Однако, в скором времени Кэтрин Скотт ушла из академии, а я в свою очередь вплотную стала заниматься с двумя наставниками. Помню, я писала работу, сравнивая стили преподавания Хэмиша Милна и Кристофера Элтона. Было очень неловко, но в целом интересно. Главное, что никто из них не читал то, что я написала (смеется). Ко мне в академии относились с большим уважением. Был случай, когда я хотела пройти курс у одного преподавателя, но он был уже заполнен студентами. Несмотря на это, лично для меня находили место и поддерживали любую инициативу.
Вы помните свой первый большой концерт? Какие впечатления испытали?
– Самый большой концерт, в котором я играла был в 2002 году. Он проходил в Оксфорде, в одном из самых старых зданий Европы. Я помню, у меня было волнение касательно того, как воспримут меня, девушку из Казахстана. В итоге, хорошо сыграв, я получила море оваций и аплодисментов. Думаю, тогда я почувствовала любовь публики.
За рубежом Вас называют Казахской королевой фортепиано. Почему?
– Пару лет назад у меня был концерт, где журналист в заголовке рецензии написал "В руках казахской королевы фортепиано...". С тех пор повелось, что организаторы концертов именуют меня так. А я собственно и не отнекиваюсь (смеется).
Расскажите, как Вы обычно готовитесь в день концерта?
– У меня есть определенные ритуалы. К примеру, я не ранняя пташка в день концерта. Если у меня вечерний концерт я стараюсь как можно позже встать, не спеша позавтракать, позаниматься пару часов, съесть банан перед выступлением, обязательно иметь под рукой воду и заранее подготовленную одежду для выступления. На концертах с актерами, у них принят полный прогон прямо в день концерта, музыканты так не делают. Поэтому на этих прогонах я стараюсь поберечь силы, эмоционально сдержаться.
Какую особенность драматического концерта "Байрон: Ангел и Изгой" вы можете выделить?
– В этом концерте я играю двадцать одно произведение, пяти композиторов. Это современники самого Байрона: Шопен, Шуберт, Шуман, Мендельсон и Бетховен. Концерт начинается с этюдов Шопена, очень театрально сделана подсветка. Мы хотели чтобы театр и музыка были объединены в единый организм. От того попытались создать таинственную атмосферу. Этот концерт планируем отыграть в Америке, где Байрон очень популярен. Так же нами интересовались из Санкт-Петербурга. Примечательно то, что казахстанцы хорошо знакомы с творчеством Байрона, от того нет необходимости разъяснять кто он. На удивление, меньше всего о Байроне, его жизни и творчестве, знают в Англии, как мне говорила сценарист.
В целом, что Вы можете сказать о публике? Различается ли публика Казахстана и Англии?
– Казахстанская публика по мне очень теплая. Я чувствую гордость зрителей, ощущаю, что они гордятся. В Англии не принято дарить цветы на сцене, в основном приносят закулисы после концерта. Здесь же была такая очередь, спасибо всем за море цветов!
Как Вы считаете, какая главная цель музыканта? К примеру многие считают главной целью – выступление на сцене. А Вы?
– Я считаю для музыкантов очень важно иметь хороший вкус. Если ты играешь в разных стилях, ты не можешь играть Моцарта в романтичном или расслабленном стиле. В каких-то стилях имеются жесткие рамки и если музыкант обладает вкусом, внутренним чутьем, то он знает где можно переступить грань, а где нельзя. Ко всему прочему, одной из цели, как мне кажется, играть открыто и без фальши. На сцене ничего скрыть нельзя. К примеру Сергей Бабаян, мой педагог, близкий друг и наставник, играет на сцене раскрыв все эмоции, чувственно. Вот так я и стараюсь играть. Не хочу ничего "фейкового".
Какими качествами характера, по вашему мнению должны обладать молодые музыканты, чтобы играть на сцене?
– Обязательно должна быть сценическая выдержка. Порой сложно вынести все эмоции на сцену. Есть такое выражение, что нужно быть готовыми на триста процентов, чтобы выступить на все сто. И это действительно так. Одно дело когда ты играешь для соседей, которые слушают тебя за стеной, хотят они этого или нет (смеется), другое дело когда ты играешь перед публикой, которая специально пришла на твой концерт. И как говорят среди музыкантов, желательно иметь холодную голову, горячее сердце и теплые руки. И не расстраиваться из-за неудач, они бывают у всех.
Что Вы можете пожелать молодым пианистам, которые только встали на путь творчества?
– Очень важно найти своего педагога, в этом я уверена. Не терять время, быть открытым ко всему, интересоваться разными направлениями в искусстве, обогащаться впечатлениями, читать.